По сегодняшний день в национальной системе образования существует такое понятие, как госзаказ. Ежегодно Министерство образования и науки Российской Федерации определяет количество бюджетных мест по наиболее приоритетным для страны направлениям и степеням подготовки.
Что касается вопроса госзаказа на будущий год, то, по мнению министерства, наибольший приоритет предоставляется студентам, желающим получить диплом магистра. Количество бюджетных мест по данному направлению будет расширено, да и требования к абитуриентам будут несколько ниже. Что касается степеней бакалавра и магистра, то можно ожидать сокращения бюджетных мест, да и процесс поступления планируется усложнить. В такой ситуации абитуриенты, желающие попасть на бесплатное отделение должны обладать либо идеальными знаниями, либо изначально претендовать на не такие престижные по сегодняшним меркам специальности, которые, тем не менее, планируется превратить в двигатели российской экономики. По большей части это касается технических специальностей, конкурс на которые и так незначителен, а с увеличением количества бюджетных мест он станет ещё проще.
Если рассматривать общее количество бюджетных мест в ВУЗах страны, то оно осталось неизменным, в то время как сама структура распределения таки претерпела некоторые сдвиги. Хоть и количество бюджетных мест бакалавра всё ещё занимает наибольшую долю среди прочих, однако количество мест в текущем году заметно уменьшилось. Студентов специалистов постигла та же участь. В то время как заказ на магистратуру был увеличен почти в 1,5 раза, что ясно показывает потребность государства в высоко квалифицированных научных кадрах, исследователях, изобретателях и руководителях, которые нередко выходят из выпускников-магистров.
Так в будущем году приоритетными направлениями государственного финансирования образования станут технические специальности. В частности, это касается областей тяжёлого и точного машиностроения, металлургии и металлообрабатывающей промышленности, электронной промышленности, авиационной и ракетно-космической техники, приборостроения и оптотехники, связи и транспортной промышленности, морской техники, архитектуры и строительства, безопасности жизнедеятельности, автоматики и природоустройства (особое внимание в данном вопросе уделяется проблеме экологизации химической промышленности, развитию биотехнологий и защите окружающей среды).
За счёт некоторого снижения конкурсных требований и расширения количества бюджетных мест государственные чиновники пытаются привлечь молодых талантливых абитуриентов на технические специальности и как следствие – укрепить реальный сектор экономики.
Однако, сделать это в современных условиях весьма непросто, так как технические специальности всё ещё считаются менее престижными, по сравнению с финансово-экономическими и юридическими. Поэтому большая часть абитуриентов старается поступить в более известные ВУЗы Москвы, готовящие подобных специалистов. Так в 2013 году конкурс на специальность «Металлургия и машиностроение» составил 2,43 человека на место. Специальность «Транспортные средства» оказалась более заманчивой для абитуриентов, и конкурс показал результат 2,6 человек на место. Наименее привлекательной технической специальностью в минувшем году оказалась «Морская техника». При чём, проблема состоит не только в непопулярности данного направления, но ещё и в том, что на него претендуют студенты с невысоким уровнем подготовки.
Впрочем, в ближайшем будущем радикальной перемены в структуре наиболее предпочтительных среди абитуриентов специальностей не намечается, так что ожидать значительного бума выпускников технических направлений ждать не скоро.